Систему ОКВЭД реформируют под выручку по видам бизнеса

Исследования и публикации | Систему ОКВЭД реформируют под выручку по видам бизнеса

 

Правительство в целом определилось с изменениями, которые будут вноситься в систему применения бизнесом кодов ОКВЭД. Основным будет считаться тот вид деятельности, от которого компания получает наибольшую выручку. Структурирование деятельности по долям выручки позволит более гибко применять к бизнесу те или другие нормы, а в перспективе – и меры поддержки.

Минэкономразвития разработало концепцию реформы системы применения  кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД, где все виды деятельности бизнеса обозначены числовыми кодами). Разработку курировал первый вице-премьер Андрей Белоусов. 

В начале декабря по итогам заседания правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) премьер-министр Михаил Мишустин  поручил Минэкономразвития и Федеральной налоговой службе подготовить изменения в систему применения бизнесом кодов ОКВЭД. Концепция этой реформы предполагает ряд новаций:

  • сами коды предполагается определять по выручке от соответствующего вида деятельности компании; 
  • компаниям (а также ИП) нужно будет указывать те виды бизнеса, которые покрывают не менее 80% совокупной выручки и занимают в доходах более 10%; 
  • не предполагается вводить лимиты на количество указанных видов деятельности компании или ограничивать право вести деятельность, кроме лицензируемой, без привязки к ОКВЭД;
  • основным будет считаться тот вид деятельности, от которого бизнес получает наибольшую выручку;
  • при изменении структуры выручки более чем на 20 процентных пунктов бизнесу нужно будет официально ее обновить и уточнить коды ОКВЭД; 
  • для некоммерческих организаций (НКО) коды будут присваиваться исходя из численности работников по тому или иному виду деятельности, а основным ОКВЭД будет тот, где зарегистрировано больше всего персонала; 
  • на платформе ФНС будет запущен специальный сервис, который поможет правильно определить виды деятельности для регистрации в реестре. Для впервые регистрирующихся будет работать интерактивный помощник;
  • пользователи сервиса смогут интегрировать свои системы бухгалтерского учета с инструментами ФНС, чтобы автоматизировать процедуру отчетности;
  • из девяти форм подачи отчетности останется пять, три из них будут формироваться автоматически с помощью цифровых сервисов ФНС;
  • единый реестр данных об ОКВЭД будет вестись ФНС, подтверждение кодов будет производиться ежегодно — для крупного и среднего бизнеса, при изменении выручки более чем на 20% по видами деятельности — для микро- и малых преприятий.

Два собеседника газеты, близких к правительству и один — знакомый с ситуацией, сообщили, что ФНС предлагала ограничить максимальное количество видов деятельности, которые вправе регистрировать компания МСП. По их словам, инициатива не была поддержана на площадке правительства. 

Необходимость реформирования системы ОКВЭД обнаружилась во время пандемии, когда основной код ОКВЭД стал подтверждением принадлежности к пострадавшей отрасли, предприятия которой могли претендовать на субсидии, льготные кредиты и другие меры поддержки. Значительной части компаний из-за несоответствия формальной (по сведениям в ЕГРЮЛ) и реальной деятельности в помощи было отказано. 

ОКВЭД сменил в начале нулевых годов советскую систему определения отраслевой принадлежности бизнеса, напомнил премьер Мишустин на заседании комиссии по МСП 1 декабря. Налогоплательщики сами выбирали себе коды, но никакой системы мониторинга смены основной деятельности компаний предусмотрено не было. В качестве примера Мишустин назвал «Газпром», который 20 лет назад был отнесен к транспортной компании. 

По словам главы ФНС Даниила Егорова, единой «точкой», где можно будет заявить о видах экономической деятельности, станет налоговая служба. Остальные виды отчетности, в частности для Фонда социального страхования, уйдут в прошлое. ФНС, по словам Егорова,  вместе с поставщиками ERP-систем (программное обеспечение для управления бизнес-процессами, в том числе учета денежных потоков) разрабатывает решения, которые позволят автоматизировать предоставление информации о видах деятельности.

Исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин считает предлагаемую реформу выгодной и власти, и бизнесу. Но для значительной части ИП ее еще предстоит сделать понятной — предприниматели зачастую не являются продвинутыми пользователями тех или иных цифровых систем. Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян назвал предложенную реформу шагом вперед, но половинчатым. Советник практики административного права и законотворчества АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Павел Сухолинский отметил, что изменения вполне способны существенно улучшить ситуацию. Для бизнеса  как минимум упростится предоставление отчетности, а для государства оптимизируется сбор и анализ данных о деятельности предприятий.