Agile как философия бизнес-гибкости

Исследования и публикации | Agile как философия бизнес-гибкости

Термин Agile возник в сфере информационных технологий и представляет собой совокупность подходов в разработке программного обеспечения. В IT-отрасли для работы по Agile-системе существует ряд методологий, содержащих конкретные механизмы разработки ПО. Agile как подход описывает не процессы и их составляющие, а глубокие ценности. Из-за общего описания ценностных установок Agile нередко представляют как философию, недаром один из ключевых сдвигов для внедрения такого подхода – изменение образа мышления сотрудников.

Ценности Agile выведены из методологий разработки IT-продуктов, а в 2001 году они были закреплены в «Манифесте Agile». Вот как они звучат:

1. Люди и их взаимодействие важнее процессов и инструментов.
Так как Agile-подход изначально был применим только при разработке информационных продуктов, под понятием «люди» имеются в виду работники интеллектуального труда. Ключевая фигура созидательного процесса – сотрудник, не скованный жестким процессуальным регламентом и ограниченным инструментарием. Творческий процесс поощряется возможностью самостоятельно действовать в рамках разработки продукта – это дает пространство для новых идей и нестандартных решений.

Что же касается контактов людей между собой, важным фактором высокой скорости и эффективности процессов является прямое взаимодействие членов команды друг с другом. Концентрация личного общения должна быть максимальной, исключая лишние посреднические и документальные отношения. В случае актуального в последнее время онлайн-формата работы предпочтение стоит отдавать видеосвязи и интерактивным инструментам, минимизируя переписки в мессенджерах.

2. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
Как бы хорошо документально структурирован и регламентирован проектный процесс, главный критерий успеха – продукт, который работает. Бумажная волокита (хоть и цифровая) забирает много ценного времени, а это откладывает момент введения нового продукта в активное практическое использование.

3. Сотрудничество с заказчиком важнее согласований условий контракта.
Гибкость в работе с заказчиком (как внешним, так и внутренним) при разработке продукта дает возможность корректировать подходы, правильно ранжировать задачи и ориентироваться на актуальные данные.

Постоянный контакт исполнителя и заказчика позволяет оперативно разрешать возникающие затруднения, а приобретенный опыт ложится в основу технологий разработки бизнес-ценного продукта. Основой сотрудничества разработчика и клиента должно стать доверие с обеих сторон.

4. Готовность к изменениям важнее, чем следование плану.
Гибкость в ходе проекта – важный критерий создания актуального продукта, созданного на основе практически ценной информации и от заказчика, и от исполнителя. Взаимодействие с разрабатываемым продуктом ведется сразу с двух сторон: заказчик вносит корректировки в требования в связи с внешними изменениями, а исполнитель имеет право озвучить проблемы, требующих функциональных жертв. Готовность обеих сторон к отклонению от первоначального плана – фактор, ускоряющий рабочий процесс и повышающий качество конечного продукта.

Исходя из сказанного выше, Agile — ценностная система, на основе которой разработчики могут создавать продукты с более высоким экономическим эффектом и в более сжатые сроки.

Применение ценностей Agile в качестве подхода в принятии решений в бизнесе характеризуется определением Business Agility, набравшим популярность 2010 годах. Гибкость бизнеса – это скорость взаимодействия с клиентом при создании продукта, динамичная постановка целей, гибкое распределение ресурсов компании.

Business Agility – цифровая трансформация, адаптивность компании с целью повышения уровня оказываемых услуг и качества продуктов.

Современная экономика функционирует в цифровом пространстве, где контакт бизнеса и потребителя прямой как никогда – приложения и сайты, продающие товары и услуги, доступны любому жителю планеты. Конкуренция вынуждает представлять уникальный продукт, моментально удовлетворяющий запрос потребителя.

Создать такой продукт можно, только учитывая актуальные желания потенциального покупателя. Динамичность современного мира требует оптимизации компаний, основанной на гибкости и оперативности принятия решений. Бизнес-ценность продукта будет максимальной, если все его качества будут отвечать текущим требованиям конечного потребителя.

Перестройка по Agile – сложная трансформация: это организационные изменения в компании, корректировка бизнес-процессов, пересмотр взаимодействия сотрудников внутри команды и изменение формата сотрудничества с заказчиками. Крупным компаниям такие изменения лучше начинать с отдельных подразделений, впоследствии транслируя адаптированную модель на другие бизнес-участки.

Что касается бизнес-гибкости в работе с людьми, это не только клиентоориентированность и свобода действий внутри проекта, но и внимание к работнику как к ценной единице. Бизнес должен уделять достаточное внимание не только изменяющимся потребностям клиента, но и внутренним запросам команды. Интеллектуальный ресурс, который человек передает компании – главный источник инноваций и катализатор стремительного развития. Предоставление почвы для максимальной самореализации сотрудника, максимальный простор для действий и творчества – мотивация высшего уровня, дающая на выходе уникальный и экономически эффективный продукт.

Принципы Agile в целом и подход Buisness Agility применимы в бизнесе любого масштаба и специфики – это базисные ценности, меняющие механизмы работы и образ мыслей сотрудников.
В рамках бизнес-клуба «Достигатор» мы организовываем для резидентов экскурсии в компании разного масштаба, и многие из них придерживаются принципов Agile. Благодаря подходу бизнес-гибкости они успешно развиваются и добиваются СВЕРХрезультата. Участники нашего клуба видят работу таких компаний изнутри и часто на основе полученных знаний внедряют в свой бизнес систему Business Agility. Гибкость поможет вашей компании преуспеть даже в непростые времена!