Деньги в налоговую и обратно

Исследования и публикации | Деньги в налоговую и обратно

Федеральная налоговая служба (ФНС) отмечает серьезный рост поступлений в консолидированный бюджет РФ: по итогам шести месяцев они увеличились на 15% к уровню 2019 года — до 12,8 трлн руб. Рост поступлений обязан в том числе законодательным изменениям, в частности, введению допналога на сверхдоходы (впрочем, дополнительные 29 млрд руб. в общем росте сборов не играют заметной роли). Увеличивая сбор налогов, в ФНС также заняты обустройством сервисных систем по раздаче средств — поддержке предпринимателей на случай локдауна и автоматическому возврату всех вычетов физлиц. Последний проект должен заметно изменить практику работы ФНС с гражданами.

По итогам полугодия консолидированный бюджет прибавил 2,9 трлн руб., рост составил более 29%, сообщил глава ФНС Даниил Егоров на встрече с премьером Михаилом Мишустиным. «В этом году у нас серьезный рост экономики по сравнению с прошлым годом. И это, конечно, не могло не сказаться на поступлениях налогов»,— заявил господин Егоров, заметив, правда, что сравнения с 2020 годом не очень корректны. Однако и в сравнении с 2019-м рост все равно есть, в том числе в реальном выражении — на 15%, плюс 1,7 трлн руб.

 

Расти поступлениям помогла, по словам главного налоговика, экономика — на 70%, а на 20% — законодательство: это изменение ставок акцизов, поступления по налогам, по которым были предоставлены отсрочки в прошлом году, изменение ставки НДФЛ для сверхдоходов.

Напомним, с 2021 года НДФЛ повышен с 13% до 15% для доходов сверх 5 млн руб. в год. Так ФНС за полгода собрала с обеспеченных граждан дополнительные 29 млрд руб. Эти суммы будут использованы для лечения детей с редкими заболеваниями. По итогам года служба рассчитывает собрать повышенного НДФЛ на 70 млрд руб. Совокупные же поступления, по ожиданиям Даниила Егорова, по году составят 25,5 трлн руб., на 4,5 трлн руб. больше показателя 2020 года.

Оставшиеся 10% прироста к сборам 2019 года — порядка 170 млрд руб.— должны были дать улучшение администрирования, в том числе цифровизация сервисов.

Расходы на это были очевидно меньше, кроме того, за два года практика работы ФНС изменилась и расширилась. Глава правительства отметил работу службы во время пандемии — перечисление помощи бизнесу шло через технологические сервисы и платформу ФНС. И напомнил о предложении президента о создании платформы для выплат в размере МРОТ на каждого сотрудника тем компаниям, которые пострадают в случае локдауна. Глава ФНС сообщил, что работы с Минэкономики ведутся в части определения контура такой системы.

Дополнительные сервисы от налоговиков готовятся и для граждан. «Мы считаем, что все вычеты, которые фигурируют в Налоговом кодексе, нашим гражданам должны предоставляться в автоматическом режиме,— заявил Даниил Егоров.— И мы разработали программу, согласно которой люди смогут как имущественный, так и социальные стандартные вычеты получать в автоматическом режиме».

Напомним, с 21 мая вступили в силу изменения в Налоговый кодекс об упрощенном получении налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по ипотеке, а также по операциям на индивидуальном инвестиционном счете. Для упрощенного получения вычетов физлица должны завести личный кабинет на сайте ФНС, заполнять декларацию и собирать подтверждающие документы не требуется. На сайте службы в перечне банков, присоединившихся к такому взаимодействию, пока указан только банк ВТБ. Как ранее заявляли в ФНС, система службы автоматически проанализирует данные и сгенерирует предзаполенное заявление на вычет в личном кабинете физлица.

По словам господина Егорова, уже более 9 тыс. вычетов гражданам предоставлено.

Как говорит партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов, автоматическое предоставление вычетов — отличная идея, но возможности реализации имеют ограничения: если фиксированные вычеты довольно просто предоставить, то медицинские, образовательные расходы может быть достаточно сложно идентифицировать и вычленять. По его словам, в этом случае нужно или каким-то образом кодировать платеж при его совершении, или создавать систему идентификации таких платежей, «что, конечно же, будет "космосом" для существующей в Европе практики».

Отметим, что в последнее десятилетие это одно из важных отличий стратегии ФНС в сравнении со стандартными практиками налоговых администраций во всем мире: в России последовательно ставят на «бесконтактное» в идеале и цифровизированное взаимодействие с налогоплательщиками. За пределами РФ налоговые системы, как правило, ориентируются в той или иной мере на формировавшиеся многие десятилетия практики прямого (и дискуссионного) взаимодействия плательщика и налоговой администрации — это является частью давно сформировавшейся деловой и отчасти политической культуры. Цифровизацию и налоговых сервисов, и госуслуг сохранение такого рода практик может тормозить. Проект ФНС по автоматизированным вычетам является скорее частью российского подхода к проблеме — между тем массовое применение вычетов, являющихся частью соцполитики Белого дома, в свою очередь, среднесрочно изменит реальные практики взаимоотношений государства и граждан.