Больше половины компаний малого и среднего бизнеса закончили 2020 год с прибылью

Исследования и публикации | Больше половины компаний малого и среднего бизнеса закончили 2020 год с прибылью

58% компаний малого и среднего бизнеса в прошлом году получили прибыль, 18% сработали «в ноль», 22% предприятий оказались убыточными по итогам 2020 года. Итоги превзошли прогнозы: ожидалось, что только 40% закончат год «в плюсе», сообщают «Известия» со ссылкой на исследование ПСБ.

Несмотря на кризис и пандемию, компании сохраняли программу стимулирования сотрудников. Две трети работодателей по итогам года выдали сотрудникам бонусы, но в меньшем размере, чем годом ранее.

В ТПП РФ выход на прибыль связывают с отсутствием локдауна во втором полугодии и гибкости предпринимателей. Компании смогли перестроиться, принять антикризисные меры, сократить расходы и правильно выстроить свою работу даже в условиях пандемии. Также положительное влияние на прибыль оказали закрытые границы: россияне тратили средства внутри страны. Аналитик Mozhenkov Progress Consulting Александр Смирнов отмечает, что картина прибыльности может быть другой, если брать в расчет обанкротившиеся компании. В период с января по август каждая пятая компания МСП закрылась, а на смену им пришли новые, но обремененные долговой нагрузкой.

По итогам года прибыль получили все компании, связанные со здравоохранением, налаживанием удаленных систем работ, продуктами питания, транспортные и IT-предприятия. Из-за ограничительных мер пострадали секторы, связанные с отдыхом, перелетами, экспортом энергоресурсов, культурой и развлечениями.

На прибыльность также повлияли меры господдержки. Ими воспользовалось около 20% предприятий. Эксперты говорят, что по итогам 2021 года можно ожидать прибыль от 75% предприятий, если бизнес вновь не столкнется с ограничительными мерами.

Ранее сообщалось, что потери малого и среднего бизнеса в пандемию составили 2,8 трлн рублей. Сильнее всего пострадали туристические агентства — их выручка упала на 70%. Для сглаживания последствий пандемии предпринимателям могли бы помочь налоговые каникулы и субсидии, отмечали эксперты.