Про оценку бизнеса

Исследования и публикации | Про оценку бизнеса

Как правило, оценка бизнеса проводится в случаях, когда собственник намерен предпринять какие-либо действия с принадлежащей ему компанией, например, реализовать или заложить находящуюся в его собственности долю, реорганизовать компанию и т.п.

Для покупателя и продавца одной и той же доли в капитале компании ее ценность отличается, так как у них разные намерения касательно использования данной собственности, разные критерии оценки, поэтому обеспечение консенсуса в переговорах о цене сделки купли-продажи всегда сложный и длительный процесс.

В случае, когда речь идет о публичной компании, то текущая рыночная стоимость ее акций отражает ее оценку множеством участников рынка с учетом всей известной им информации о данной компании. Для непубличных компаний оценка бизнеса представляет собой сложную специфическую задачу.

Первым шагом в оценке конкретного бизнеса является выбор направления оценки:

1. Оценка действующего предприятия (основана на предположении, что предприятие продолжает работать и приносить доходы).

2. Оценка ликвидационной стоимости предприятия (исходит из предположения, что предприятие будет расформировано или ликвидировано).

Так как в части оценки ликвидационной стоимости бизнеса все достаточно просто - упорядоченная ликвидация означает, что распродажа активов производится в течение разумного периода времени с тем, чтобы получить максимальную цену за каждый актив, то далее мы рассмотрим вопрос оценки действующего бизнеса

 

Учитывая, что в начале переговорного процесса для разных его участников ценность бизнеса и взгляды на его стоимость различны, важно ввести понятие справедливой рыночной ценности, как целевой точки для всех участников процесса.

Справедливая рыночная ценность – цена гипотетической сделки по приобретению бизнеса или его доли, когда обе стороны заинтересованы в сделке, действуют не по принуждению, обладают достаточной информацией об условиях сделки и считают их справедливыми.

Из этих предположений следует, что для продавца ценность продажи бизнеса и стоимость продолжения владения собственностью равны между собой. И для покупателя - ценность владения бизнесом и стоимость отказа от других альтернатив также одинакова. Точка равновесия – равновыгодно владеть и продать. Это сделка с нулевой эффективностью. И для покупателя и для продавца NPV=0. Справедливая рыночная ценность – это базовое определение в оценке бизнеса. От этого определения строится наука и практика оценки бизнеса.

Конечно, определение справедливой рыночной стоимости обладает известной долей теоретичности, так как в реальной жизни ни продавец, ни покупатель не будут тратить свое время и усилия для совершения действий, которые приведут к тому же результату, что и бездействие. Однако в качестве общей канвы взаимоотношений и оценочного ориентира понятие справедливой ценности крайне важно.

При этом существуют дополнительные факторы ценности для конкретного владельца, например: степень контроля или ликвидность доли.

 

Итак, как это часто бывает, у продавца и у покупателя бизнеса есть свои, часто подтвержденные только эмоциями и красноречием взгляды на его стоимость, что может

привести к тупику в переговорном процессе и срыву сделки, либо ее заключении на необоснованных условиях, вызванным либо недостатком информации у одной из сторон, либо недооценкой рисков, либо переоцененными возможностями бизнеса.

Для исключения подобных рисков и обеспечения заключения сделки на условиях максимально близким к справедливым, важно провести профессиональную оценку бизнеса, которая не только определит справедливый диапазон стоимости, но сформирует аргументированную позицию для переговоров.

 

Существует три основных подхода в практике оценки бизнеса: доходный, сравнительный и балансовый.

 

Доходный подход исходит из предположения, что ценность бизнеса определяется потенциалом будущих доходов.

В свою очередь, в рамках доходного подхода используется два метода - дисконтирования денежных потоков и капитализации.

 

Метод дисконтирования денежных потоков (DCF) является ключевым в оценке бизнеса. Это наиболее популярный метод, так как в наибольшей степени реализует основную предпосылку оценки бизнеса, обладает наибольшей теоретической силой и гибкостью.

Суть метода сводится к прогнозированию денежного потока, который сгенерирует бизнес в прогнозный период с горизонтом, например, 5 или 10 лет, а также определению его терминальной стоимости с дальнейшим дисконтированием и суммированием полученных значений.

Для оценки может использоваться два вида денежного потока: денежный поток от активов, другое его название свободный денежный поток, или остаточный денежный поток для собственников.

В зависимости от выбранного для оценки бизнеса денежного потока в качестве ставки дисконта берется:

- средневзвешенная стоимость капитала компании, если выбран денежный поток от активов;

- стоимость собственного капитала, если выбран остаточный денежный поток.

Важный выбор перед началом оценки: какой денежный поток прогнозировать – номинальный или в реальном выражении? Если выбирается реальный денежный поток, то необходимо ставку дисконта переводить в реальное выражение и анализ показателей прошлой деятельности также переводить на реальную основу (очищать от инфляции).

Несмотря на то, что оценке подлежат будущие денежные потоки бизнеса, одной из важных составных частей процесса оценки является получение, обработка и анализ финансовой информации за предшествующие, как правило, три года. Для обеспечения корректности результата данные ретроспективного анализа корректируются для обеспечения их сопоставимости и соответствия международным стандартам финансовой отчетности.

Необходимой частью прогнозирования будущих денежных потоков является анализ рыночных условий и конкурентных позиций компании.

В результате оценка бизнеса может состоять из нескольких сценариев развития бизнеса, которые образуют ценовой диапазон его стоимости.

 

Метод капитализации доходов применяется, когда ожидается, что будущие доходы не будут существенно отличаться от их текущей нормализованной величины.

По этому методу ценность определяется посредством деления результатов деятельности (прибыль или денежный поток) за базовый период на коэффициент капитализации.

Коэффициент капитализации – это делитель, используемый для пересчета дохода компании в ее ценность, как правило, представляющий из себя период простой окупаемости инвестиций.

 

Сравнительный (рыночный) подход основан на сравнении с ценностью подобных объектов собственности на рынке.

Сравнительный подход предполагает, что ценность бизнеса определяется тем, по какой цене он может быть продан при наличии достаточно сформированного финансового рынка.

Этот подход используют в случае, когда имеется достаточное количество сопоставимых компаний или сделок для определения оценочного мультипликатора, имеется достаточно данных по сопоставимым компаниям или сделкам для проведения соответствующего финансового анализа и внесения поправок.

Процесс оценки методом сравнения включает в себя следующие основные этапы:

1. Отбор компаний-аналогов.

2. Сравнительный анализ и определение оценочного мультипликатора.

3. Применение мультипликатора для оценки бизнеса.

4. Заключительные поправки.

 

В рамках сравнительного подхода также может применяться метод отраслевых коэффициентов. Сущность данного метода заключается в том, что на большом статистическом материале конкретных сделок по продажам малых предприятий определенных отраслей, оценщики методом проб и ошибок установили некоторые формулы оценки этих предприятий, например, рекламные агентства и аудиторские фирмы продаются соответственно за 0,7 и 0,5 от годовой выручки, салон красоты за 0,3–0,6 от суммы годовой выручки плюс ценность оборудования и запасов и т.п. (здесь приведены условные коэффициенты).

Надо иметь ввиду, что метод отраслевой оценки используется для ориентировочных оценок стоимости предприятий.

 

Балансовый метод (затратный) – ценность бизнеса определяется как сумма ценности чистых активов компании (за вычетом ценности обязательств).

Смысл балансового метода оценки компании состоит в определении рыночной стоимости ее активов, из которой вычитается рыночная стоимость обязательств. При этом может оцениваться и учитываться в расчетах гудвил компании.

Оценка гудвилла производится по методу аномальных доходов. Данный метод исходит из предпосылки, что ценность гудвила определяется разницей между доходностью на вложенный капитал компании и средней доходностью для данной отрасли. Если выявлено стабильное превышение доходности на капитал компании над среднеотраслевым уровнем и есть веские основания считать, что такая ситуация будет воспроизводиться в будущем, то величина среднегодового превышения прибыли компании капитализируется с использованием соответствующего коэффициента капитализации.

 

 

 

Важно отметить, что перечисленные методы не только не являются взаимоисключающими, но и дополняют друг друга. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, каждый подход имеет дело с различными аспектами рынка.

В результате использования трех основных подходов оценки ценности предприятия (доходного, сравнительного и по активам) и применения необходимых премий и скидок мы получаем несколько величин рыночной ценности предприятия. Определение итоговой величины ценности осуществляется одним из двух базовых методов: математическим взвешиванием и субъективным (экспертным) взвешиванием. Для этого, исходя из цели оценки и располагаемой информации, каждому из использованных методов придают определенный вес и рассчитывается итоговая величина рыночной ценности предприятия.

 

Практика показывает, что наличие профессиональной оценки бизнеса является важным аргументом при ведении переговоров и ускоряет достижение взаимовыгодного консенсуса между их участниками, а временные и материальные расходы на проведение оценки многократно окупаются.

 

Экономьте честно и профессионально!

______________

 

Мы консолидировали лучшие рыночные практики и готовы поделиться с опытом, который позволит Вашей компании снизить риски и повысить эффективность работы, избежав этапа «ошибок и разочарований».

Готовы для Вас:

Þ провести экспертизу финансовый и налоговый аудит в интересах собственника компании;

Þ разработать и внедрить систему бухгалтерского (финансового) учета, исходя из управленческих потребностей;

Þ разработать налоговую стратегию в рамках налогового законодательства и с учетом интересов собственников.

 

В результате вы получите объективный взгляд на внутренние процессы и уверенность в том, что не получите неожиданных сюрпризов по итогам работы компании.

 

В случае заинтересованности будем искренне рады встретиться с Вами для более подробного обсуждения данного предложения.